Частное мнение: о дискриминации автомобилистов
Не могу понять упорства, с которым велосипедисты учат жизни автомобилистов. Я обеими руками за обустройство летних велосипедных дорожек и соответствующей инфраструктуры. Велосипед, в конце концов, это действительно круто. Но я категорически против экстремистских высказываний, направленных против обычных водителей, которые виноваты только тем, что сели за руль. Некоторые представители велосипедного гестапо производят особенно гнетущее впечатление своим хамством и классовой ненавистью.
Автомобили в Минске никогда не будут заменены велосипедами — это совершенно очевидно по простой причине: в Беларуси зима — полгода. Если в хваленом Копенгагене средняя температура в январе плюс 1,5 градуса, то в Минске — минус 4,5. Нынешний январь и февраль все помнят — передвигаться в −20 обычные велосипедисты не в состоянии. Все дорожки и подъездные пути полгода будут занесены снегом. Даже если их и будут чистить, лед, солевой раствор и другие зимние прелести сведут на нет желание прокатиться на велике до работы. В прогрессивном Хельсинки в зимние месяцы на дороги выезжает всего 5% от летней компании велосипедистов.
Кроме того, не стоит забывать, что велосипед тоже может быть опасен: шлемы в Минске почти никто не носит. На 100 млн человеко-километров в Швеции приходится свыше 130 тяжелых травм велосипедистов и всего 30 травм водителей машин. Причины очевидны: любое столкновение с препятствием для велосипедиста заканчивается падением, а водитель защищен со всех сторон железом.
Как мне кажется, в Минске не велодорожки надо прокладывать, а развивать автомобильную инфраструктуру — строить развязки, магистральные дороги в малонаселенных местах (вдоль железной дороги, например) и создавать парковки, много парковок. Это абсолютный миф, что в Европе автомобилист является человеком второго сорта. Действительно, в мегаполисах много делается для велосипедистов, развивается общественный транспорт — но и на автомобиле проехать по городу и найти парковку можно безо всяких проблем. Ездить по Германии или Франции на машине — одно удовольствие. В Монако, несмотря на огромную плотность зданий, выбрать место для стоянки не составляет труда, даже во время проведения Гран-при.
Прежде чем заводить разговор о жесточайших штрафах за парковку и дискриминационных мерах против автомобилистов, градостроителям нужно немного развернуть мозги в нужное место. Благодаря пресловутой сталинской архитектуре Минск разрезан пополам крупной выставочной магистралью, пересечь которую не так просто. Повернуть налево на проспект Независимости автомобилисту, следующему из района Комаровки, можно в считанных местах — и они все в пробках. Улица Сурганова всегда раздолбана и всегда стоит. Вместо этого, однако, огромные деньги тратятся на благоустройство Тимирязева, где строятся подземные переходы, выходящие к густонаселенным гаражам и насыпи железной дороги.
Решил бы проблему и тоннель. Нет средств? Но перекрывать полгорода и рыть открытым дедовским способом станции метро по пять лет деньги есть. И это безумие, судя по всему, перекочует в самый центр города во время строительства третьей линии метро. Между тем сочлененный трамвай пустить было бы гораздо проще и дешевле. В Амстердаме трамвай — главный городской транспорт.
Архитекторы, проектирующие спальные районы без достаточного количества парковочных мест, — бездельники и дилетанты, не заслуживающие прощения. В московских Химках, при всех их сомнительных прелестях, есть огромное количество паркингов, и новые строятся до сих пор. Вот фотография одного двора в районе массовой панельной застройки в Гамбурге: огромные площади выделены автомобилистам.
Требовать от минчан пересесть на велосипеды — это как предложить гражданам пожить в палатках на природе, потому что нормальные дома строить лень. Автомобилисты ничем не хуже активистов-велосипедистов. Они такие же люди и имеют право быстро передвигаться по Минску. Более того, за свой комфорт они уже платят — и немало. В стоимость бензина заложены фантастические поборы, которые идут непонятно на что.
В Минске есть все возможности для того, чтобы в городской среде мирно сосуществовали водители и велосипедисты, но, пожалуйста, не нужно обвинять во всех бедах автолюбителей.





























