Эргономика Гауди

 
372
19 февраля 2008 в 21:38
Автор: Александр Стельмах
Автор: Александр Стельмах

Сегодня мы отвлечемся от животрепещущей темы отзывов о мобильных телефонах и обратимся к разумному, доброму, вечному. Наш последний (и первый, собственно) вояж в Барселону не обошелся без традиционного знакомства с архитектурными шедеврами Антонио Гауди. Как оказалось, этот мастер настолько обогнал свое время, что некоторые его идеи не мешало бы активно применять и сейчас.

Проявления гениальности Гауди связаны не только с внешним обликом его произведений, но и с присущим ему перфекционизмом и вниманием к каждой детали. За вычурно-сложными конструкциями фасада зачастую скрываются оригинальные и в то же время простые технические решения, в ряде случаев подсказанные окружающей природной средой. Например, известный дом Casa Milа (он же «Каменоломня») выполнен в формате свободной планировки: обитатели квартир могли снести все внутренние стены и переделать их по собственному желанию. Для 1906 года, когда началось строительство здания, решение эпохальное.

gaudii.jpg

Но самый большой интерес у посетителя вызывают мелкие детали. Как считал Гауди, все элементы дома должны быть проработаны до мельчайших деталей. В результате эргономика ручек дверей, петлей окон и прочей фурнитуры просто потрясает воображение. Проектируя, к примеру, дверные ручки, Гауди сжимал тряпку, пропитанную клейстером, которая принимала точную анатомическую форму ладони. Далее деталь отливалась в полном соответствии с моделью и была впоследствии необычайно удобной.

Проектировал Гауди и мебель. Его деревянные стулья просто невероятно комфортны: в них отсутствуют острые углы, а форма опять-таки повторяет очертания человеческого тела. Это означает, что локти находят удобные подлокотники, спине также вполне удобно (и это с соблюдением осанки). Ну и седалищной части, само собой, тоже хорошо.

Мораль сего рассказа такова: если о подобных вещах думали сто лет назад, то нынешнее проявление «эргономики наоборот» стоит клеймить позором при каждом удобном случае.

Фото мобилизовано у Creative Commons, то есть у Wikipedia.